четверг, 20 ноября 2008 г.

Подросток в интернете: возможность понимания.

Я открываю эту тропинку прежде всего для тех, кто хотел бы принять участие в интернет-конференции 21 ноября.
Прежде всего мне бы хотелось, чтобы участники конференции поделились своим опытом обнаружения КАЧЕСТВЕННОГО подросткового интернета.
И поделились опытом диалога с подростком в интернете.

7 комментариев:

Галина комментирует...

Вот Александр нам уже и обозначил одну проблему и область нашего взаимодействия внутри сетевого сообщества. А мне, было бы интересно понять зависит ли деятельность детей в интернете от их возраста, что делают младшие школьники и есть ли они в интернете и есть ли рядом с ними взрослые, а на чем сфокусирован интернет интерес 11-14 летних. Т.е я заявляю область поиска и анализа "Возрастной интернет интерес детей и их взаимодействие со взрослыми в сети"

Natalja Malinka комментирует...

Интернет - важный в нашей жизни помощник , необходимый для общения и получения знаний. Но, в то же время он может быть опасным, предлагая порно, а также личные встречи с различными незнакомцами и «друзьями». Не стоит разрешать ребенку вводить какую-либо личную информацию в чатах.

Александр Лобок комментирует...

Дорогая Natalja Malinka !

Жизнь вообще опасна. Причем не только в виртуале, но и в реале. И реальная жизнь, согласитесь, опасна еще больше.
Мы можем, конечно, попробовать "запретить" ребенку входить в жизнь - но станет ли он в результате полноценным человеком?
Человек сам проходит через различные испытания и искушения. И если у Вас есть внутренний содержательный диалог со своим ребенком - он пройдет эти испытания с достоинством.
Да, Интернет - это трудное испытание. Но тем самым интернет проверяет и нас, родителей на глуибну наших взаимоотноений с детьми. Чем слабее наши узы, чем ниже наш уровень взаимопонимания, тем больше вероятность того, что подросток в интернете
"свихнется".
Но ровным счетом то же самое происходит и в реальной жизни.
Наши вчерашние дети выходят на панель, подсаживаются на наркотики, начинают спиваться, попадают в тюрьму вовсе не потому, что их в свое время "не оградили" от соответствующих "искушений", а исключительно потому, что у взрослого мира не хватило неких "понимающих ресурсов".

Давайте примем как данность: интернет есть такой, какой он есть. И это очень суровое испытание для нашей родительской состоятельности. Я бы сказал - лакмусова бумажка того, что происходит в наших семьях. Лакмусова бумажка того, до какой степени у нас разрушены нормальные и продуктивные взаимоотношения с детьми.
Если ребенок "уходит в интернет" и начинает заниматься там совсем не тем, чем бы хотелось нам, и если полоса отчуждения ребенка у нас увеличивается, то виновать в этом вовсе не интернет, а мы.

Но зато ссылка на "ужасный интернет" - это чрезвычайно удобная родительская "отмазка", возможность найти того "крайнего", того "виноватого", на которого можно переложить свою ответственность за отсутствие полноценного контакта с ребенком.
Мне кажется, что это наш родительский инфантилизм. И сформирован он отнюдь не интернетом!

Елена Ястребцева комментирует...

В статье Игишева Владимира о правовом нигилизме поднята важная проблема.Из статьи: «… важным средством правового образования и становления гражданина могут стать современные молодежные движения, развивающие социально-правовые практики, в том числе и в сетевых сообществах и виртуальных проектах, а также:
активно использовать неинституциональные формы гражданского воспитания молодежи: сетевые молодежные движения, акции, инициативы, социальные практики, виртуальные школы с их многообразием средств и методов;
разработать и внедрить в соответствии с новыми реалиями времени, а это значит с использованием социальных сервисов и возможностей информатизации образования, основные направления правого просвещения: мировоззренческая подготовка, формирование толерантного сознания, воспитание демократической культуры, понимание процессов глобализации, интеграции и поликультурных процессов современного мира»
Эти предложения важны для понимания вариативности форм и методов работы наставников и педагогов, организаторов и кураторов детского движения, правозащитников и лидеров общественных организаций, использующих современные информационные технологии и становлении юного гражданина. Сегодня в сети много примеров работы с детьми и молодежи по правозащитному и гражданскому образованию, проводятся различные акции и сетевые мероприятия, способные объединить большой круг молодых людей, родителей и представителей местных сообществ. Несомненно, что эта работа должны продолжаться и в наших сообществах проекта «СоцОбраз», инициироваться педагогами дополнительного образования, и поддерживаться различными государственными и общественными институтами

Александр Лобок комментирует...

Уважаемая ElenaY !

Мне кажется, основной вопрос, который стоит перед нами, это не вопрос ЧТО мы должны делать, а вопрос КАК мы долны это делать.

Только ленивый сегодня не говорит про "формирование толерантного сознания, воспитание демократической культуры, понимание процессов глобализации, интеграции и поликультурных процессов современного мира" и проч. необходимости. Вопрос лишь в одном: как сделать так, чтобы все это было по-настоящему эффективным, а не преращалось в оченредные идеологические рассуждения и кампании.

Определить "основные направления работы" нетрудно. Трудно создать и описать опыт реально эффективной работы по этим направлениям. Вот чего катастрофически не хватает.
Мы снова и снова утопаем в некоей педагогической схоластике, говорим про многочисленные "надо", а крупицы реального педагогического опыта, в котором что-то получается, как не были описаны, так и не описаны. Читаешь очередное педагогиеское пособие - и опять общеметодические схемы.
Потому что полноценно описать опыт реальной педагогической эффективности - это вообще самая трудная исследовательская задача в педагогике. Написать же педагогиескую диссертацию про педагогические категории не в пример легче.
Наша педагогическая наука не привыкла к кропотливой исследовательской деятельности наблюдения и теоретической реконструкции. А ведь это то, на чем строится любая несхоластическая наука!

Vladim комментирует...

Коллеги, как справедливо заметил Александр, что: "... основной вопрос, который стоит перед нами, это не вопрос ЧТО мы должны делать, а вопрос КАК мы должны это делать." … И это вопросы нашего коллективного бессознательного – «кто винтовать?» и что делать?» - относятся, скорее, к разряду философско-творческих и имеют ответы в меру нашей сопричастности к процессу, понимания собственной сущности и творческого отношения к действительности;)
Несомненно, что из огромного числа социальных и учебных практик, каждый педагог найдет для себя что-то очень полезное и нужное, и определиться, что важнее и существеннее для него в повседневной работе, что в большей мере в данный момент востребовано воспитанниками и родительским сообществом. Сегодня много ресурсов в сети с описанием того или иного опыта работы педагогов-новаторов с использованием информационных технологий, в том числе, хотя и недостаточно. Важно, все-таки, выделив некоторые векторы актуальных в современном обществе педагогических тем и проблематик, ответив на вопросы: «На что воздействуем?» и «Зачем воздействуем?» (к которым я отношу и актуальные вопросы социализации молодежи в современном российском обществе посредством объединения усилий гражданского сообщества и системы дополнительного образования), в направлении которых могли бы объединить усилия члены сетевого сообщества и предложили свое видение решений этих проблем во всем его многообразии жанров. Исключительно в виде вариантов, отвечающих на вопрос «Как», чтобы продемонстрировать сообществу способы решения проблем (педагогических, учебных, социальных и т.д.) посредством современного инструментария, которым активно, как вы справедливо заметили, пользуются наши дети.
И возможно, такие набившие оскомину, формы и методы работы, получат новое звучание и актуальность.

Александр Лобок комментирует...

Дорогой Vladim!
Для меня как раз самая главная проблема заключается в том, что великое многообразие социальных и учебных практик, на которые Вы ссылаетесь, совершенно не описано. Точнее - описано исключительно на уровне общих схем. А вся суть педагогического дела - в индивидуальном рисунке педагогической работы, в индивидуальной стилистике, которую реализует педагог.
Простой пример: два педагога в одной и той же школе работают по одной и той же программе, по одним и тем же (КАК БЫ одним и тем же!) технологиям в двух параллельных классах. Но делают они при этом совершенно разные вещи! Вот в чем дело! Потому что суть педагогического дела - не в общей схеме действий, на которую я опираюсь, а в той индивидуальной траетории диалога с ребенком, которую я прокладываю. И вот это-то как раз нигде, никем и никогда не описывается.
Вот что я имею в виду, когда задаю вопрос "Как?". Это не вопрос поиска еще одной универсальной педагогической технологии, а вопрос о том, что именно делает данный конкретный педагог, в результате чего его диалог получается или не получается.
К сожалению, мы обожаем разговаривать об общих вещах, но совершенно не умеем анализировать эту самую конкретику.
Конкретику, которая всегда неизмеримо богаче любых априорных методов.
Простой пример: всвоем блоге "Социальный интернет-педагог" я пытаюсь начать обсуждение реальных педагогических практик, которые разные люди пытаются реализовывать в интернет-пространстве. И в качестве первого, "зацепочного" примера я предлагаю обсудить пример моей собственной педагогической интернет-практики на форуме одной екатеринбургской гимназии. в чем состоит суть той педагогики которую я там реализую? Почему она оказывается действенна или бездейственна? В чем ее состоятельность или несостоятельность?
У меня страстное, неистребимое желание - выводить педагогические обсуждения за границы схоластического дискурса в плоскость обсуждения реальных педагогических практик и сюжетов.
К сожалению, профессиональные ученые-педагоги избегают кропотливой работы по теоретической реконструкции реальных педагогических практик. А пока они не начнут этим заниматься, "ученая педагогика" по-прежнему будет оставаться в шкле непонятным излишеством.