пятница, 21 ноября 2008 г.

Подростковый интернет как испытание для взрослого

Еще недавно взрослым казалось, что именно они, взрослые - лидеры образования. В смысле: именно от взрослых зависит та стратегия образования, которую реализует в своей жизни ребенок. Взрослый разрабатывает те или иные образовательные программы, а затем ребенок высаживается за школьную парту, чтобы эти разработанные взрослыми программы с той или иной степенью усердия и ответственности усвоить. Именно на таком распределении ролей строилась вся история образования вплоть до самого последнего времени.
Появление интернета совершенно радикальным образом изменило данную ситуацию. Хотя взрослые пока еще не готовы к тому, чтобы осознать реальный масштаб произошедшей (и продолжающей происходить на наших глазах) образовательной революции.
Многим взрослым по-прежнему кажется, что в их руках находятся основные инструменты влияния на образовательное развитие детей. В том числе - и в интернете. Учителя тешат себя иллюзией, что интернет - это источнк информации, которую дети извлекают из интернета так или иначе под чутким руководством взрослых. И что они хотя бы в какой-то мере сохраняют способность как-то влиять на ситуацию.
Однако реальность выглядит принципиально иным образом. Интернет-среда уже давно стала для подростка особым и в каком-то смысле первостепенным образом жизни, который не имеет практически никакого отношения к тому, ставят или не ставят взрослые перед подростком какие-то образовательные задачи. И любой подросток, осуществляющий в интернете свою жизнь, реально образовывается и развивается не за счет того, куда его пытаются равзивать взрослые (как было всегда в истории культуры), а за счет совершенно иных механимов, среди которых на первых местах находятся факторы игры, случайности и необязательной коммуникации.
В интернете возникла и бурно расширяется целая вселенная совершенно особого подростково-молодежного дискурса, подростково-молодежной коммуникации и взаимодействия, которые в общем и в целом совершенно индифферентны по отношения к тем образовательным задачам, которые ставят (или не ставят) представители взрослого мира.
И это ситуация абсолютно новая для педагога. Это - абсолютный вызов всей до сих пор существовавшей педагогической традиции.
По сути произошла образовательная революция:образование во все большей степени стало приосходить вне всякого участия взрослого. Все строится исключительно на собственной инициативе (прежде всего игровой и коммуникативной) подростка, а еще - и в совершенно невероятной с точки зрения всей предшествующей культуры роли случайности. Когда метод "вероятностного тыка" оказывается наиболее глубинной основой того, как подростком выстраивается его вольное путешествие по интернету.
И самое примечательное при этом - то, что взрослый для такого рода путешествий совершенно не нужен. Более того. Со своим взрослым образовательным занудством он - помеха такому путешествию.
А второе примечательное заключается в том, что при всей случаности и необязательности такого рода путешествий, при всей их заведомой не простроенности наперед, они оказываются в чисто образовательном отношении невероятно эффективными. Правда, не в той образовательной парадигме, в которой привыкли мыслить взрослые.
Объективно взрослый в этом бурном образовательном процессе ребенку не нужен. И это бросает вызов всему предшествующему педагогическому миру: или взрослый радикальным образом изменит парадигму своего педагогического существования (и возникнет принципиально новый способ педагогического взаимодействия взрослых с детьми), либо взрослый окажется просто выброшен за борт наличного образовательного дискурса современного подростка.
Мы уже получили сегодня абсолютно новый, абсолютно немыслимый в прошлом тип образования. Но что с этим образованием делать, и как его вписать в нашу традиционную систему ценностей, и как научиться хотя бы как-то воздействовать на этот стихийный образовательный процесс, это вопросы, за которыми судьба всей современной культуры.

Комментариев нет: