воскресенье, 30 ноября 2008 г.

О "виртуальной замочной скважине" - результаты опроса.

Ну вот, и первые результаты первого виртуального опроса. Этакое дьявольское искушение: как бы вы поступили, если бы вам была предоставлена возмождность подглядеть за путешествиями Вашего ребенка в Интернете, при условии. что он никогда об этом не узнает?
Проголосовали 17 посетителей. Из них четверо решительно заявляют "да" . И за этим "да" стоит либо честно признание того, что человек слаб и ему нелегко справляться с дьявольскими искушениями (то бишь с жаждой полного и безусловного контроля за своим ребенком), либо идеологическая уверенность в том, что взрослые имеют безусловное право отслеживать простраснство личной свободы своего ребенка.
Если причина такого ответа перва, то низкий поклон так ответившим. Если причина вторая - не могу не выразить чувство глубокого сопереживания и сочувствия: значит, ваши отношения со своим ребенком не сложились, вы в нем не уверены, и это чревато суровыми драматизмами уже в ближайшем будущем.
Шестеро ответили однозначно "нет". Любопытно было бы унать, в какой мере это "нет" соответствовало бы реальности. Я сам готов сказать рещительное "нет", но, положа руку на сердце, не уверен, что не дал бы в реальности по этому поводу слабину.
наконец, семеро отвечают осторожно: "смотря в какой ситуации". И здесь на самом деле есть над чем подумать. Может, и вправду бывают такие исключительные, предельные ситуации. когда взрослый имеет право нарушать суверенную территорию своего ребенка, заглядывать в его личную переписку и из-за плеча заглядывать в его переживания?
Не знаю, не знаю. Как бы я ни прикрывал эту свою позицию заботой о ребенке, боюсь, такая родительская супервизия - от бессилия. Знак того, что не сложилось других, более открытх и честных отношений.
Во всяком случае, здесь есть, что обсудить. И потому приглашаю к разговору.

пятница, 21 ноября 2008 г.

Обсуждаем статью О.Г.Петровой "Всегда ли так страшен Интернет?"

Среди предварительных материалов к нашей конференции были опубликованы весьма и весьма содержательные размышления педагога-биолога О.Г.Петровой по адресу http://wiki.iot.ru/index.php/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%B4%D0%B0_%D0%BB%D0%B8_%D1%82%D0%B0%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD_%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%3F

Вот фрагменты этой статьи.
"А что мы – взрослые сделали для того, чтобы Интернет был чаще полезен и безопасен детям? Ввели фильтрацию в школах? А как фильтровать то, куда они заходят со своих мобильных телефонов и домашних компьютеров? Мне кажется, что метод запретов в нашей стране применялся достаточно часто и приводил не к тем результатам, которые нам хотелось бы достичь. Может быть, стоит показать детям разный Интернет?"

"Важно показывать хорошие примеры, показывать полезные способы действия и возможности для самообучения, развития. Нужна альтернатива и тогда, я уверена, все чаще дети будут в Интернете получать пользу".

В статье приводится множество конкретных примеров эффективного сотрудничества с интернетом в практике этого педагога.
Есть над чем поразмышлять!

Подростковый интернет как испытание для взрослого

Еще недавно взрослым казалось, что именно они, взрослые - лидеры образования. В смысле: именно от взрослых зависит та стратегия образования, которую реализует в своей жизни ребенок. Взрослый разрабатывает те или иные образовательные программы, а затем ребенок высаживается за школьную парту, чтобы эти разработанные взрослыми программы с той или иной степенью усердия и ответственности усвоить. Именно на таком распределении ролей строилась вся история образования вплоть до самого последнего времени.
Появление интернета совершенно радикальным образом изменило данную ситуацию. Хотя взрослые пока еще не готовы к тому, чтобы осознать реальный масштаб произошедшей (и продолжающей происходить на наших глазах) образовательной революции.
Многим взрослым по-прежнему кажется, что в их руках находятся основные инструменты влияния на образовательное развитие детей. В том числе - и в интернете. Учителя тешат себя иллюзией, что интернет - это источнк информации, которую дети извлекают из интернета так или иначе под чутким руководством взрослых. И что они хотя бы в какой-то мере сохраняют способность как-то влиять на ситуацию.
Однако реальность выглядит принципиально иным образом. Интернет-среда уже давно стала для подростка особым и в каком-то смысле первостепенным образом жизни, который не имеет практически никакого отношения к тому, ставят или не ставят взрослые перед подростком какие-то образовательные задачи. И любой подросток, осуществляющий в интернете свою жизнь, реально образовывается и развивается не за счет того, куда его пытаются равзивать взрослые (как было всегда в истории культуры), а за счет совершенно иных механимов, среди которых на первых местах находятся факторы игры, случайности и необязательной коммуникации.
В интернете возникла и бурно расширяется целая вселенная совершенно особого подростково-молодежного дискурса, подростково-молодежной коммуникации и взаимодействия, которые в общем и в целом совершенно индифферентны по отношения к тем образовательным задачам, которые ставят (или не ставят) представители взрослого мира.
И это ситуация абсолютно новая для педагога. Это - абсолютный вызов всей до сих пор существовавшей педагогической традиции.
По сути произошла образовательная революция:образование во все большей степени стало приосходить вне всякого участия взрослого. Все строится исключительно на собственной инициативе (прежде всего игровой и коммуникативной) подростка, а еще - и в совершенно невероятной с точки зрения всей предшествующей культуры роли случайности. Когда метод "вероятностного тыка" оказывается наиболее глубинной основой того, как подростком выстраивается его вольное путешествие по интернету.
И самое примечательное при этом - то, что взрослый для такого рода путешествий совершенно не нужен. Более того. Со своим взрослым образовательным занудством он - помеха такому путешествию.
А второе примечательное заключается в том, что при всей случаности и необязательности такого рода путешествий, при всей их заведомой не простроенности наперед, они оказываются в чисто образовательном отношении невероятно эффективными. Правда, не в той образовательной парадигме, в которой привыкли мыслить взрослые.
Объективно взрослый в этом бурном образовательном процессе ребенку не нужен. И это бросает вызов всему предшествующему педагогическому миру: или взрослый радикальным образом изменит парадигму своего педагогического существования (и возникнет принципиально новый способ педагогического взаимодействия взрослых с детьми), либо взрослый окажется просто выброшен за борт наличного образовательного дискурса современного подростка.
Мы уже получили сегодня абсолютно новый, абсолютно немыслимый в прошлом тип образования. Но что с этим образованием делать, и как его вписать в нашу традиционную систему ценностей, и как научиться хотя бы как-то воздействовать на этот стихийный образовательный процесс, это вопросы, за которыми судьба всей современной культуры.

Обсуждаем статью Ярмахова и Патаракина

На мой взгляд, совершенно блестящий текст Б.Ярмахова и Е.Патаракина, размещенный среди предварительных материалов нашей Интернет-конференции
http://wiki.iot.ru/index.php/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

В общем и целом статья посвящена бытию (или попыткам бытия) в Интернете родителей. Но проблему бытия в Интернете подростков тоже задевает. А еще более задевает проблему родительских страхов по поводу бытия подростка в виртуальном мире. Ведь так интересно "подсмотреть" за ребенком в Интернете: что он там делает? с кем гуляет? не ввязался ли в плохие компании?
То есть первая ловушка для родителей, которую создает Интернет - это представление о том, что с его помощью можно более качественно контролировать своего ребенка. Мол, надо только освоить соответствующие технические возможности и узнать, наконец, что там в голове у моего любимого чада происходит. Не во зло ему, разумеется, а исключительно из соображений родительской заботы. Много ли найдется родителей, которые, положа руку на сердце, отказались бы от возможности подсмотреть, куда гуляет их подросток в интернете и что он там делает, если бы при этом были даны гарантии полной конфиденциальности их "подглядывания"?
Но ребенок-то как раз уходит в Интернет в поисках свободы и самореализации! Он уходит туда затем, чтобы примерить к себе разные ролевые маски, "прожить тысячу жизней", удовлетворить нормальную подростковую жажду авантюры и приключений, а так же жажду взрослости, когда я сам, и только я сам отвечаю за свои поступки и свой выбор.
И, надо сказать, что это не более опасный путь, нежели те. по которым шли в свое время мы сами или наши родители. Любой подросток ищет "приключений на свою голову", пробует разные жизненные роли и разные жизненные сценарии. И в том числе - ставит эксперименты нат так называемыми "нравственными максимами".
И если это проходит не в реале, а в виртуале - это отнюдь не самый плохой вариант.

Но вот если родитель находит техническую возможность подглядеть за своим ребенком в некую виртуальную "замочную скважину" - это, на мой взгляд, однозначно ни к чему хорошему не приведет.

За подростком не нужно "подглядывать". С подростком надо учиться вести диалог.

И это первое (но далеко не последнее) размышление, которое возникло во мне в связи с чтением статьи Б.Ярмахова и Е.Патаракина.

четверг, 20 ноября 2008 г.

Подросток в интернете: возможность понимания.

Я открываю эту тропинку прежде всего для тех, кто хотел бы принять участие в интернет-конференции 21 ноября.
Прежде всего мне бы хотелось, чтобы участники конференции поделились своим опытом обнаружения КАЧЕСТВЕННОГО подросткового интернета.
И поделились опытом диалога с подростком в интернете.

понедельник, 10 ноября 2008 г.

Сетевой дневник подростка http://vdmxiv.diary.ru/ Избранные фрагменты

О зиме и смерти

Не разделяю восторгов по поводу наконец наступившей зимы. Снег - субстанция мертвая, холодная, лишенная цвета. Зима - игрушечная смерть длиной в полгода. А мне не нравится умирать. Вполне устраивала имевшаяся европейская погода.

Автору 16 лет

О закате

Этот Город не любит нас. Заледеневший закат на неярком небе, отблески в оконных стеклах — и мельтешение прохожих, мелькание рождественских гирлянд, свет фар. Я часто думаю, что Город мог бы быть красив, если бы в нем не было людей. Они… мешают.Две девочки, носительницы неимоверной длины розовых ногтей; менестрель современности — пацаненок с разбитым носом, зато без слуха и голоса, зарабатывающий карманные деньги пением в трамваях; мрачный по причине холода Четырнадцатый… Разогнать всех к кошкам. Люди слишком суетливы и похожи друг на друга. Из-за них в Городе нельзя толком почувствовать ни времени, ни пространства.Город мог бы быть красив, если бы на улицах исчезли машины, погасли электрические огни в окнах и испарились прохожие. Может быть, можно оставить нескольких — чтобы одинокая человеческая фигурка оттеняла бездушное величие серых стен, синего снега… и вечности.

Автору 17 лет

...И все-таки в детстве, когда я упрямо отказывался читать "Маленького принца", которого сватала мне мать, я был прав. Эта сказка не для меня, хотя наблюдать, как она пустила ростки в чужих головах, познавательно.Нумерация глав шла римскими цифрами. Порядковый номер "четырнадцать" - мое ручное суеверие. Обнаружив, что это отрывок о фонарщике, я не ушел обиженным.Удавы, розы, барашки... Видимо, я сентиментален не в той степени, чтобы это оценить. Ну и пусть.

Написано в августе 2007 года. Автору 18 лет


О ноябре

Сентябрь - это еще конец лета, сбор плодов, начало учеб. В октябре еще температуры от пяти до плюс пятнадцати, солнечно, листья опадают. Ноябрь же - это не осень, но состояние даже не души, а ума. Душа отмерзла и отвалилась по дороге через осыпавшуюся серую аллею, была подобрана, но так и не пришита на место и валяется в кармане пальто. То, что принято считать реальностью, иссыхает до полного исчезновения, и остается только то, что в голове.Это - звучащий внутри голос, стальной и обернутый бархатом; отдельные строчки не то о собачьей, не то о монгрельской свадьбе и о том, что "растекаясь мыслью по асфальту"; вечные сумерки и пляшущие тени, дружественные вплоть до принесения вассальной клятвы; Амортенция с запахом красного вина, типографской краски и Лю...

Автору 19 лет

О математике и других неприличных предметах

О, математика - прекрасная вещь, даже когда почти ее не помнишь. Сидишь на первой в семестре паре, которую решили отвести под воспоминания о курсе алгебры, и думаешь: "Число пи - это отношение длины окружности к чему?" А еще наконец-то обрел в лице преподавателя человека, который понимает, как надо чертить синусоиду - одной плавной линией, которую бесполезно проводить по точкам, надо чувствовать.Молюсь всем гроссмейстерам, чтобы взяли играть в шахматы. Подступит к городу ноябрь - точно облондею вконец. Ноябрь - определенно не месяц года, а состояние ума... но это другая песня, я спою ее вам через месяц.

Написано в ноябре 2008. Автору - 19 лет